Начнем с того, что утилизационный сбор должен иметь строго целевое назначение и использоваться для обеспечения экологической безопасности.
Основная идея введения сбора в 2012 году заключалась в том, чтобы неиспользуемые автомобили не оставались на свалках, нанося вред здоровью человека и окружающей среде, а перерабатывались. Ведь сам процесс утилизации является весьма дорогостоящим: автомобиль необходимо разделить на составляющие: слить жидкости, отделить пластик, металлолом и пр., а организаций, занимающихся утилизацией в России не так много, порядка 10.
Под данный сбор подпадают все транспортные средства, которые в будущем должны быть утилизированы совершенно легально без дополнительной платы, потому что сумма сбора, как правило, заложена в стоимость автомобиля. Получается, что происходит переложение оплаты с юридического плательщика (завода-изготовителя и пр.) на конечного потребителя (владельца автомобиля).
В настоящее время базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., для всех остальных транспортных средств – 150 тыс. руб. При этом данная ставка умножается на коэффициент, который зависит от объема двигателя и составляет от 2,41 до 22,25. Ожидается, что базовая ставка вырастет на 25-30%.
«Самым негативным в таких изменениях является даже не само повышение ставки, а то, что полученные средства перестают быть целевыми и не идут на утилизацию (ради которой данный сбор и вводился), а используются для регулирования рынка. Поэтому можно предположить, что данное изменение вызовет только рост цен на автомобили. Очевидно, что данная мера в большей степени «ударит» по импортным автомобилям, поскольку отечественные производители (которые локализовали производство в РФ) получают субсидию от государства», - отмечает декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.
Однако государство планирует полученные от утилизационного сбора средства направить на льготное кредитование, скидки на газомоторную технику и льготный лизинг, т.е. стимулирование спроса на автомобильную технику.