12 апреля 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», предоставивших возможность онлайн-продажи лекарственных средств. В мае 2020 года Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом.
Пандемия продемонстрировала необходимость скорейшего перехода к цифровому здравоохранению, частью которого является доступ к препаратам через удаленный заказ и доставку до конечного потребителя. Одним из самых актуальных вопросов остается вопрос онлайн-торговли рецептурными препаратами. Этот механизм реализуется в рамках пилотного проекта в Москве и Белгородской области и в дальнейшем планируется распространить практику на всей территории России.
Данному вопросу была посвящена одна из площадок Гайдаровского форума 2022 «Нужна ли аптека?».
Спикеры отстаивали интересы двух форм продаж оф-лай и он-лайн. В ходе дискуссии довольно подробно были перечислены проблемы развития аптечного рынка.
Сегодня в 52 регионах РФ успешно используется электронная торговля лекарственными препаратами. В 15 регионах работают как собственные, так и самостоятельные каналы сбыта лекарственных средств. Роль аптек в социальной и экономической сфере страны очень высока. 2/3 лекарственных препаратов распространяется через классическую аптечную сеть. Именно на аптечных складах сосредоточен стратегический запас лекарств, которые могут понадобиться в случае распространения какого-либо вируса или бактерии среди населения.
«Никто на сегодняшний день не отменил классическую форму распространения лекарств, которая представлена в виде формулы: врач-аптека-пациент. Эта цепь очень надежна и безопасна как для пациентов, так и для представителей фармацевтического бизнеса. Она гарантирует качество, точные сроки поставки и эффективность лечения», - комментирует доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Юлия Золотарева.
Спикеры, лоббирующие интересы он-лайн торговли лекарственными препаратами приводили аргументы в пользу этой современной формы продаж. Приводя такие факты, как возможность позиционирования лекарств на маркет-плейсах по весьма привлекательной цене, за счет отсутствия наценок, которые включают аренду помещения, зарплату провизорам, амортизацию оборудования, коммунальные расходы. Кроме того, в любую точку страны можно с легкостью доставить любой препарат и решить проблему пациента. Также они подчеркнули, что выписка электронного рецепта дает возможность осуществлять покупки - не выходя из дома. Особенно широкое распространение получили электронные рецепты в Москве, Московской и Белгородской областях.
Представители же классической формы продаж через аптечные пункты придерживаются несколько иной концепции развития рынка фарминдустрии. Они утверждают, что аптеки никуда не исчезнут, так как именно там работают высококвалифицированные специалисты, способные оказать консультационные услуги по выбору препарата, по купированию недомогания клиента, снятию симптомов различных заболеваний, которые очевидны без вердикта врача. Кроме того, сторонники классической аптеки убеждены, что онлайн торговля не может обеспечить грамотную и безопасную логистику, а в частности будут ли использованы термосумки, надежные автомобили, вовлечены ли будут в процесс грамотные курьеры: смогут ли они обеспечить нужный температурный режим доставки жизненно важного препарата.
Отличным аргументом является еще и то, что количество людей, которые не обратились в поликлиники, благодаря компетентным провизорам увеличилось в 2021 году с 41% до 48%. Следовательно, специалисты аптек оказали помощь врачам в сложной ситуации распространения короновирусной инфекции, проводя консультации и грамотно оказывая помощь в выборе препарата устраняющего симптомы болезни.
«Аптека должна стать местом, где культивируется здоровый образ жизни, а это и питание, и сон, и спорт. Следовательно, для того, чтобы аптеки развивались в классическом понимании, необходимо принять Закон, разрешающий позиционировать и продавать в аптечных пунктах сопутствующие товары, которые сохранят и укрепят здоровье различных сегментов рынка. В этом случае увеличиться прибыль аптек, как следствие появиться возможность пересмотреть систему мотивации сотрудников аптечного рынка, расширится ассортимент товаров и тем самым повысится удовлетворенность клиентов ассортиментом аптек»,- обратила внимание доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Юлия Золотарева.