Москва, 3 октября 2023г.
Председатель Центрального Банка России в ходе выступления на международном банковском форуме сообщила о росте популярности обманной схемы российских банков, которая используется при заключении онлайн-кредита.«Мы видим проблему в онлайн-кредитовании, которое приводит к покупке и скрытых страховок, и других ненужных услуг для людей. И в том числе беспокоит, например, практика подтверждения SMS, проверочными кодами, какие действия предоставляются. <...> Гражданину выдается кредит и огромная сумма страховки при этом. Человек не осознает, что он подтверждением по SMS одновременно одобряет эту страховку», -
сообщила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Согласно Эльвире Набиуллиной, подобные действия – прямое нарушение действующего законодательства. В настоящий момент главный банк страны готовит новый законопроект, который предполагает значительное повышение штрафов за подобные недобросовестные действия со стороны кредитно-финансовых организаций.
Одна из возможностей заработка у финансово-кредитной организации – предоставление дополнительных услуг – например, страховки или премиального обслуживания, пояснил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «При этом банки такой способ очень любят, поскольку маржа в этом случае гораздо привлекательней привычных вариантов заработка. В условиях цифровизации и развития онлайн-банкинга процесс навязывания таких услуг оказывается более простым с точки зрения самого банка. То есть, условий, при которых можно навязать дополнительную услугу, становится больше. Это связано с отсутствием физического контакта с сотрудником банка, которому можно сказать нет», – пояснил Антон Немкин.
Помимо прочего, онлайн банкинг, действительно, предоставляет широкие возможности для развития недобросовестных практик сфере подключения дополнительных услуг. «Это, во многом, связано с низким уровнем цифровых компетенций некоторых категорий населения, например пенсионеров. Так, банки могут скрывать полную информацию о той или иной услуге. Например, исключить с веб-страницы информацию о том, что страховка может быть отключена. То есть, предоставить сведения таким образом будто взятие кредита возможно только при обязательном включение страховки, хотя это не так. Или же выстраивание клиентского пути таким образом, что пользователь думает, что еще находится на середине заявки и есть возможность передумать, уточнить информацию, но тут приходит заветный код и гражданин оказывается и с кредитом, и со страховкой, и с кучей ненужных функций», – отметил Антон Немкин.
Цифровизация – это движение общества и государства в сторону прогресса и повышения комфорта, напомнил депутат. «Поэтому мы не должны допустить, чтобы все возможности ИТ-технологий использовались для мошенничества и обмана, особенно когда речь идет о финансовых организациях с не раз подтверждённой репутацией. Поправки, которые предлагает ЦБ – логичный шаг, который будет способствовать разрешению проблемы. Я думаю, что не лишним будет действовать и через просветительскую политику, особенно по отношению к самым незащищенным слоям населения», – заключил парламентарий.