Решение задачи, поставленной Президентом РФ по выработке Правительством плана действий по восстановлению и росту экономики, занятости и доходов населения, требует комплексного решения, не только с учетом существующих санитарно-эпидемиологических ограничений, но и требований, предъявляемых Бюджетным кодексом РФ.
Свое видение решения поставленной задачи специально для издания Городской ТелеграфЪ озвучил член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидат экономических наук Азамат Тлисов.
- Существенная снижение поступлений в бюджеты всех уровней по итогам первого квартала и продолжающийся спад в экономике, рост расходов в социальной сфере в части поддержки граждан, в том числе столкнувшихся с падением доходов, поддержка целого ряда отраслей экономики, потребуют пересмотра принятых бюджетов и корректировку государственных программ. По объективным причинам, вызванным пандемией, ряд госпрограмм не сможет быть реализована в полном объеме, что позволит провести перераспределение средств.
По оценке Минфина, дефицит федерального бюджета может составить порядка 4 % ВВП, а консолидированного бюджета порядка 7% ВВП (для сравнения: в Германии ожидается дефицит бюджета более 7%, во Франции - 9%, в Италии и Испании - более 10%), покрытие которого – отдельная задача, особенно в условиях продолжающихся санкций и возможного снижения самого ВВП на 5%. Все это может привести к необходимости отступления от бюджетного правила и направления части нефтегазовых доходов не в Фонд национального благосостояния, а напрямую в экономику.
Региональные бюджеты СКФО также испытывают дефицит и вынуждены будут пересматривать запланированные расходы и проводить их перераспределение в пользу социального блока.
В этой связи крайне важной является поддержка реального сектора экономики, в том числе, мерами прямой поддержки с обязательным контролем целевого расходования средств. Перечень пострадавших отраслей явно нуждается в расширении. Ввиду продления сроков самоизоляции в большинстве регионов устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, небольших производств, сферы услуг, торговли, потребует дополнительных расходов. Отдельно необходимо обозначить сферу реализации продовольственных товаров, которая изначально не вошла в перечень пострадавших отраслей, но сейчас сталкивается с значительным снижением потребления, в ряде случаев до 60%, и понятно, что их восстановление потребует времени.
Подобное восстановление без серьезной финансовой помощи, а только за счет спроса может иметь опасно долгие сроки, ряд компаний и предприятий просто не справятся со спадом и будут вынуждены прекратить деятельность. Именно этот сектор обеспечивает занятость в регионах, и в этой связи необходима проработка механизма доведения помощи до конкретного предприятия или организации. Пример сбоев возможности воспользоваться поддержкой при нечетко прописанном механизме доведения средств мы уже имеем (выплаты медицинским работникам).
В этом вопросе, решения предлагаемые ФНС России, представляются наиболее комплексными, в режиме единого суперсервиса, что позволит максимально быстро довести как информационную поддержку, так и сами ресурсы, до конкретного предприятия.