В настоящее время указом Президента РФ определены 5 национальных целей, которые должны быть реализованы до 2030 года. Эти цели были определены для повышения уровня и качества жизни населения, а также обеспечения прорывного развития России, раскрытия таланта каждого человека.
По мнению декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксаны Ступниковой, сформулированные цели сомнений не вызывают, однако уже на протяжении нескольких лет экспертами в области стратегического планирования обозначаются ряд проблемных вопросов, связанных с увязкой данных целей с бюджетным планом. Проблема заключается в том, они между собой не синхронизированы. Если планирование осуществляется в рамках скользящих трехлетних бюджетов, логично и достижение целей вписывать в такие же временные промежутки и увязывать с бюджетом и прогнозом социально-экономического развития.
В связи с этим Министерство экономического развития РФ выступило с предложением создать единый план по достижению национальных целей, который и станет главным проектным документом страны. Важно, что одной из главных задач является четкая увязка достижения поставленных целевых показателей с показателями бюджетов, а также привязка результатов к KPI губернаторов. Логично, что при таком подходе данный документ станет основным не только для правительства, но и для регионов, а также президентской ветви власти (тем более, что руководство реализацией данного плана планируют передать президиуму Совета при Президенте РФ по стратегическом планированию и национальным проектам).
«Получается, что образуется формат некой «передвижной рамки», когда раз в полгода будут формироваться доклады о результатах и далее корректироваться и обновляться (в случае необходимости) имеющиеся плановые показатели», - комментирует декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.
Еще одним предложением является то, что регионы должны ежеквартально направлять свои плановые показатели ответственным исполнителям госпрограмм. Важно и то, что ряд показателей будет учитываться теперь Росстатом, а следовательно, публиковаться, как независимая оценка.
«Таким образом, преимуществом такого решения может стать уход от системы выполнения планов, которая существовала в Советском Союзе, когда показатели просто подгонялись под запланированные и были статичными. Новый подход к планированию позволит федеральному центру не подчинять регионы себе для реализации целей, а работать с ними в одном направлении», - отметила декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.