В рамках правительственного часа депутаты Госдумы обсудили реализацию нацпроекта «Образование» с министром просвещения России Сергеем Кравцовым.
Глава профильного ведомства отметил, что на развитие системы образования в стране выделено 3,9 трлн. рублей консолидированного бюджета, разработаны и внедрены единые федеральные общеобразовательные программы, а также новый порядок формирования федерального перечня учебников, утвержден перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности. Кроме того, накануне пленарного заседания был внесен законопроект № 235891-8 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», авторы которого предлагают перераспределить полномочия в сфере образования между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В случае принятия законопроекта у регионов появится возможность забирать в свое подчинение сельские школы. Учитывая, что уровень школ по стране крайне отличается, пакеты мер по их модернизации придется разрабатывать адресно и очень точечно.
Даже внутри одного региона, например, нет однородности в качестве образования и снабжения, а также необходимой степени единства в регулировании важных вопросов, что затрудняет выстраивание единого образовательного пространства. В ряде случаев несогласованность позиций органов государственной власти регионов России, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления создает условия для разбалансировки всей системы, а сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на минимальном уровне снижает ее маневренность и управляемость. Кроме того, во многих регионах показатели разброса в обеспечении школ всем необходимым достигают колоссальных цифр.
«Есть областные центры, которые располагают возможностями по развитию школ. А есть сельские районы, где находится 56 % школ из почти 40 тысяч», - заметил Вячеслав Володин. Председатель нижней палаты парламента выразил надежду, что на принятие поправок, предложенных законопроектом, удастся выйти уже до конца 2022 года. «Мы постараемся рассмотреть законодательную инициативу, несмотря на то что она - совместного ведения, и выйти на принятие, учитывая, что у нас практически все депутаты ее поддержали», - сказал господин Володин.
Законопроект № 235891-8 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» разработан в целях совершенствования системы управления образованием в стране. Также им предусмотрено создание правовой основы для усиления роли государственного управления в создании условий для качественной работы и высоких результатов современной российской школы. Это, уверены авторы проекта, окажет положительное влияние и будет способствовать созданию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Один из соавторов законопроекта, член Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин подчеркнул, что законопроект предлагает установить нормативное правило, согласно которому органы государственной власти регионов России будут вправе осуществлять соответствующие полномочия и в отношении муниципальных образовательных организаций. Об этом говорит новая часть 21 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Прежде всего, это может помочь сократить разницу в обеспечении городских и сельских школ, при том, что большинство из них сейчас находятся далеко не в лучшем состоянии, замечает депутат. По его словам, одним из ярких показателей этого стали в том числе и проблемы с обучением информатике, которые выявили экспертные мероприятия федерального проекта «Цифровая Россия» (партии «Единая Россия»). В результате исследований педагоги, руководители школ и вузов пришли к единому выводу, – в большинстве школ России уроки информатики не формируют у детей достаточный уровень знаний и четкое представление об ИТ-специальностях, а школы не могут предоставить ни качественное оборудование, ни эффективных учителей.
«И оплата работы учителей, и состояние зданий и классов, и оснащение современным технологичным оборудованием, я уж не говорю о самом качестве образования, — все это сейчас находится в большинстве сельских и даже во многих городских школах далеко не в лучшем положении. А ведь образование как раз одна из тех сфер, на которую информационные технологии оказывают наибольшее влияние. И дело не только в появлении новых цифровых инструментов и переходе образовательного процесса в онлайн. Прямо сейчас перед системой образования стоит задача подготовить порядка миллиона ИТ-специалистов. И роль школы как ступени, где ведется начальная подготовка и профориентационная работа, становится ключевой. Сегодня для всей страны важно, чтобы наши дети получили равные условия для развития и совершенствования своих способностей. Но как сельская школа будет в одиночку решать эту задачу? Законопроект, который поддержал практически весь депутатский корпус, безусловно, поможет с этим справиться», - заявил Антон Немкин.