Итоги действующего проекта по повышению уровня финансовой грамотности Минфина России, влияние цифровизации на навыки пользователей и механизмы распространения финансового знания обсудили участники форума «Сообщества» в рамках секции «Развитие финансового образования в контексте повышения финансовой грамотности граждан».
Экспертами на площадке выступили директор Северо-Кавказского института РАНХиГС, член Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета при Минкавказе АзаматТлисов, директор Центра федеральных и региональных программ ВШГУ РАНХиГС Михаил Чесноков, руководитель Северо-Кавказского ММЦ, декан факультета экономики, управления и права СКИ РАНХиГС Оксана Ступникова, заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов.
Эксперты обсудили ситуацию с финансовой грамотностью в России и механизмы ее эволюции
Модераторами площадки выступили член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Азамат Тлисов и советник директора проекта «Ретроспективы и перспективы реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ. Международное сотрудничество и международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности» Анна Зеленцова.
Так, Азамат Тлисов обратил внимание на важность финансового образования для граждан, которые не всегда придают значение этой сфере. При всем этом он отметил и заметные позитивные тенденции в последние годы, демонстрирующие повышение уровня грамотности в России благодаря реализуемым программам.
В свою очередь Анна Зеленцова рассказала об итогах работы вышеупомянутого проекта, действующего при Министерстве финансов России и предоставляющего комплекс бесплатных программ, услуг по повышению уровня финансовой грамотности граждан.
«Я хочу сказать, что по итогам первой части реализации проекта Правительство Российской Федерации приняло стратегию. Это уже государственный документ, в нем определена роль различных структур и ведомств, очень большая роль отводится бизнесу, общественным организациям, образовательным организациям. То есть мы стараемся реально развивать межрегиональные горизонтальные связи и помогать оснащать регионы, помогать им работать в этом направлении у себя на местах», — подчеркнула эксперт.
В рамках секции выступили директор по коммуникациям и PR аналитического центра НАФИ Владимир Гриценко и руководитель проектов Фонда общественного мнения Людмила Преснякова.
Представитель НАФИ рассказал о том, что аналитическому центру удалось провести масштабное всероссийское исследование, в котором приняли участие по одной тысяче человек от каждого субъекта РФ — всего 85 тысяч. В результате исследователи увидели, что более высоким уровнем финансовой грамотности обладают люди, которые пользуются цифровыми услугами кредитных организаций.
Он также отметил, что, несмотря на рост финансовой грамотности россиян на восемь процентов, которую показывают исследования, большинство из соотечественников безапелляционно доверяют электронным устройствам и программам, используемым для выполнения соответствующих процедур.
Данными опросов Северо-Кавказского института РАНХиГС поделилась декан экономического факультета Оксана Ступникова. Полученные результаты наглядно иллюстрируют необходимость повышения мотивации как к изучению финансовой грамотности у учеников, так и к преподаванию соответствующих предметов у учителей.
«Мы живем в условиях рыночной экономики, но никто не научил нас жить в рамках этой экономики. И абсолютно понятно, что для каждого современного человека возрастает ответственность за решения, которые он на себя берет. Переход от административного к рыночному типу экономики обнажил проблему того, что большинство населения не подготовлено к принятию ответственных решений, а также не владеет информацией о финансовых рынках и не способно ее усваивать», — отметила Оксана Ступникова.
В ходе обсуждения реализации программы финграма заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов акцентировал внимание участников на опыте накопленном в регионе.
«Мы прошли определенный этап, однако, по отзывам преподавателей, им не хватает информации. Дети приходят более подготовленными, и педагогам требуются дополнительные знания. Этот процесс двигает образование дальше. Наши преподаватели участвуют в конкурсах федерального уровня по разработке методических рекомендаций по повышению финансовой грамотности. Студенты и школьники выступают на международных соревнованиях, пишут сочинения по финграму. И говорят нам – мы хотим, чтобы все уроки были похожи на «Финансовую грамотность», - рассказал Юрий Суслов.
В завершение работы секции выступил директор Центра федеральных и региональных программ ВШГУ РАНХиГС Михаил Чесноков, который отметил, что с 2016 года Академия реализует совместно с Высшей школой экономики проект по повышению финансовой грамотности населения и уже подготовлено порядка 30 тысяч педагогов.
«Мы наблюдаем за динамикой и по итогам трех лет работы видим повышенное внимание к преподаванию финграма, к финансовому образованию. Появление стратегии подтолкнуло к участию в программе регионы, которые не были вовлечены в процесс. Сегодня мы готовим учителей практически во всех уголках Российской Федерации. А появление методических пособий для преподавания финансовой грамотности стало большим подспорьем для тех педагогов, которым сложно разобраться в цифровом формате. Однако остаются сложности с мотивацией, и решить данную проблему поможет олимпиада по финграму. Открыта регистрация на сайте Федерального методического центра, победители и призеры получат преференции при поступлении в высшие учебные заведения», - подчеркнул Михаил Чесноков.