Расширение функций Центробанка в Конституции поддержала рабочая группа по изменению основного закона страны. Об этом «Известиям» заявил ее член Валерий Гартунг.
Согласно поправкам, Банк России должен обеспечивать условия для экономического роста. В ближайшее время инициативу рассмотрит комитет ГД по госстроительству и законодательству.
Схожую поправку в нижнюю палату парламента направил сенатор Павел Тараканов. По мнению автора идеи, Центробанк должен отвечать за стабильность цен и умеренные долгосрочные процентные ставки для развития экономики и создания рабочих мест. Эксперты считают, что политикам нужно не злоупотреблять с поправками, а сконцентрироваться на реализации уже имеющихся.
Как рассказал изданию «Городской ТелеграфЪ» кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института РАНХиГС Кристина Коновалова: «В настоящее время всё большую актуальность приобретают вопросы закрепления конституционно-правового статуса Центробанка. Независимость ЦБ РФ от иных органов государственной власти закреплена в ст. 75 Конституции РФ. Нормы Конституции РФ не упоминают Центробанк в перечне органов государственной власти, однако данный орган обладает государственновластными полномочиями.Функции, статус, полномочия и цели деятельности Центробанка определяются ФЗ «О Центральном банке России». Базовыми целями его работы являются обеспечение и защита устойчивости рубля, укрепление и развитие банковского сектора, обеспечение бесперебойной и эффективной работы платежной системы.
В науке существуют различные взгляды относительно понимания статуса Центрального банка РФ. Банк России – это структура, монопольно формирующая политику в сфере финансового рынка, осуществляющая её регулирование, контрольные и надзорные полномочия в финансовой системе. Для дальнейшего развития национальной финансовой системы необходимо создание национального регулятора в лице Центрального банка.
Процессы интеграции и глобализации в финансовом секторе продолжают стремительно развиваться. Усложнение структуры финансового сектора с появлением новых и существующих групп и холдингов повышает вероятность того, что определенные риски могут выйти из-под контроля без надлежащего надзора и регулирования. Поэтому в создавшихся условиях создание специального органа - стало особенно актуально. Наличие и успешное функционирование органа, полномочия которого охватывают все сегменты, позволит выйти России на качественно более высокий уровень развития финансового рынка.
Возникает важный вопрос. В чём и как будет выражаться специфика надзора на разных сегментах финансового сектора? Данная проблема затрагивает микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, которые будет сложно регулировать пруденциальными нормами и требованиями. Серьезным риском может стать конфликт интересов. Банк России одновременно становится участником рынка, акционером его отдельных участников, регулятором всех институтов финансового рынка.
Финансовая стабильность, пруденциальный надзор, осуществление контроля за поведением участников финансового рынка – это базовые принципы для выстраивания современной финансовой системы. В ряде стран эти функции объединяются в одном органе, в одном виде государственного регулятора.
Некоторая неопределенность в статусе Центрального банка РФ имеется, но имеется она и в законодательстве других стран. Урегулировать вопросы и проблемы, с которыми сталкивается банковская система нашей страны, можно, в том числе анализируя законодательство развитых зарубежных стран.
Деятельность государства и Банка России разграничена, так как государство не несет ответственность по обязательствам ЦБ РФ, а главный финансовый орган также независим от обязательств государства. Необходимо также закрепление в Гражданском кодексе РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ» понятия Центробанка как «юридического лица публичного права».