В мае 2019 г. Правительством РФ был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», основной целью которой являлся пересмотр обязательных требований к бизнесу и снижение административного давления на экономику. В июле 2020 г. был принят ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», а 1 января 2021 г. «гильотина» опустилась.
«Из основных вех реализации механизма «гильотины» видно, что законодательно она была утверждена только спустя год от момента начала ее внедрения. Несомненно, это не могло не сказаться на темпах и качестве работы. Министерство экономического развития РФ заявило, что на начало 2021 г. были отменены более 11,6 тыс. разного рода нормативно-правовых актов, из них – 8631 акт советского периода. Однако, не все нормативные правовые акты об отмене были опубликованы.Если учесть необходимость официального опубликования любых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, итоги регуляторной гильотины становятся практически бессмысленными. Ведь из 24 отменных актов, изданных после 1991 г., 2/3 из них оказались неопубликованными; а из 41 акта и документа органов СССР (РСФСР), которые признаны недействующими на территории РФ, 85% - официально не опубликованы», -комментирует декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.
В настоящее время сами участники рынка весьма осторожны в оценках проведенной реформы и полученного от «гильотины» эффекта. Так, по результатам опроса 90% респондентов вообще не почувствовали на себе ее результатов. А значит, она никак не повлияла на их деятельность. Сильное влияние реформы ощутили только 5% опрошенных. Интересно и то, что более 1/3 респондентов не смогли дать однозначного ответа, а 21% отметили ухудшение условий хозяйствования.
Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова предполагает, что результаты реформы еще не смогли в полной мере ощутить участники отношений, но такое скептическое отношение уже сегодня не может не настораживать.
На конец 2020 г. (завершение проведения «гильотины») под гильотину попали 24% нормативных правовых акта. Причем, 25% из них были отменены, а 9% переведены в «белый список». Еще 6% оказались «потеряшками», они и не были отменены, и не попали в «белый список». Но, самым интересным явилось то, что на 5780 нормативных правовых актов (а это порядка 70%) «регуляторная гильотина» не распространялась. Это касается международных и законодательных актов, актов Президента РФ, ФГОСов, ГОСТов.
«Так, становится очевидным, что «регуляторная гильотина» не всегда попадала в «цель», но и попадая, не всегда приводила к ослаблению регулирования.Сама по себе количественная оценка отмененных и пересмотренных нормативных правовых актов не говорит о снижении административной нагрузки. Ведь даже небольшое количество требований может содержать очень жесткие условия регулирования.Несмотря на это, масштабы проведенной реформы являются впечатляющими, поскольку в РФ до настоящего времени не было прецедентов такого масштабного дерегулирования», - подчеркивает декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.