13 января 2022 г. в рамках Гайдаровского форума – 2022 «Россия и мир: приоритеты» состоялась сессия «Контроль и надзор: от «гильотины» к сервису», где Дмитрий Григоренко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации подвел итоги реализации реформы контрольно-надзорной деятельности государства.
Основной целью «регуляторной гильотины» должно было стать снижение нагрузки на бизнес. Со стороны органов власти все основные задачи, которые были поставлены – реализованы. Они включали оптимизацию обязательных требований (стандарты, условия и пр.) с точки рения их инвентаризации, а также оптимизацию самой процедуры надзора.
Первая задача, по оценкам органов власти, реализована, поскольку многие анахроничные требования, содержащиеся и установленные еще нормативно-правовыми актами Советского Союза, были отменены (порядка 12000, из них 9000 – Советского Союза). Часть требований подверглась переработке и приведению в соответствие с реалиями новоговремени. Например, жалобная книга, которая согласно требованиям, должна была быть только в печатном виде, и данное требование не могло быть реализовано организациями, работающими только в онлайне.
«Тем не менее, все понимают, что проведенная оптимизация требований не является окончательной и будут появляться новые, а многие из действующих могут устаревать и становиться архаичными. Для этого в законодательстве предусмотренобязательный (1 раз в 6 лет) пересмотр обязательных требований. На введение новых также поставлено ограничение, удобное для бизнеса (не более 2 раз в год – 1 марта и 1 сентября).
Разрешительная деятельность также нуждается в реформировании, но к ней необходимо осуществлять подход более точечно. Основной задачей является упрощение способа и формы получения разрешения. Здесь активное содействие оказывает цифровизация. Апробация пилотных проектов в трех контрольно-надзорных ведомствах позволила сократились сроки на получение разрешение с 45 до 15 дней. Помимо этого, удалось сократить объем предоставляемой от заявителя информации,что делает получение разрешения более прозрачным и простым.
Процедура контрольно-надзорной деятельноститакже оптимизируется, что нашло отражение в принятом законе, где указано, что все контрольно-надзорные мероприятия осуществляются с использование риск-ориентированного подхода. Это означает полный отказ проверок ради проверок. Прежде чем начать, риски нужно ранжировать по ущербу для населения и государства.А это означает, что контрольно-надзорные организации должны перестроить свою работу. Уже сегодня внедрение данного подхода привело к двукратному сокращению количества проверок (без учета данных 2020 г.. когда был введен мораторий на проверки).
Еще одной новацией стала возможность досудебного обжалования решений и возможность подачи жалобы через портал госуслуг. С учетом всего этого возникает вопрос, нет ли однобокости введения удобства для бизнеса в ущерб растущим издержкам государству. Очевидно, что здесь самым важным остается постоянный поиск баланса между изменениями и улучшениями, чтобы сделать взаимодействие бизнеса и государства проще и прозрачнее, удобнее и быстрее», - прокомментировала декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.