В рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная площадка «Этика цифровизации», в работе которой приняли участие ректор Московского института психоанализа Лев Сурат, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе» Галина Солдатова, проректор, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Игорь Чубаров и венчурный инвестор Максим Спиридонов.
Площадка подняла крайне важные, однако, во многом ещё не до конца понятные вопросы этичности современного цифрового мира.
Экспертное мнение заместителя декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС; старшего преподавателя кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Сергея Решетняка.
Мы сейчас лишь только делаем первые шаги в эпоху цифровизации и только задумываемся о том, каким будет новый мир, и по каким правилам он будет функционировать. Поэтому, во многом, его границы не в полной мере описаны и понятны. И, что самое важное, непонятно совпадают ли эти границы с теми, в которых мы находимся сейчас. Прежде всего, речь идёт об этических и правовых границах, которые для любого социума являются механизмом контроля за поведением людей в обществе, и позволяют определить пределы приемлемого поведения.
Но уже сейчас понятно, что существующие пределы доцифрового мира будут преодолены, поскольку меняется наше представление о технических возможностях и о том, как они влияют на человека и общество в целом. И тут возникает резонный вопрос, необходимо ли адаптировать имеющиеся регуляторы к цифровым реалиям, или же стоит подумать о создание новых механизмов регуляции или саморегуляции.
Существует две позиции. Одна основана на том, что мир и человеческое общество меняются, но системообразующие принципы и нормы, остаются неизменными. Они совершенствуются, эволюционируют, но кардинально не меняются. Последователи второго подхода указывают на то, что в современном мире становится больше акторов. Помимо человека уже сейчас ими становятся и машины, и программы, и искусственный интеллект в целом; меняется и восприятие человека. Обезличивание некоторых вещей за счёт технических новаций, например появление автоматизированных систем ведения войны, меняет восприятие человека и самой войны. Не случайно в технологически развитых странах люди перестали бояться ужасов войны, потому что уверены, что воевать лично им не придётся. А сражения будут проходить дистанционно. Отсюда и стирание границ приемлемости во время ведения боевых действий. Война превращается в компьютерную симуляцию, где, как в игре, человек уже перестает быть разумным организмом, а превращается в цель поражения – юнита.
В этих условиях и для таких новых акторов потребуется сформировать новую этику. И процесс институализации её новых принципов уже начался.
При этом современная личность, имея современные возможности получения знаний и навыков становится более творческой. Это требует формирования нового требования к этике. Если раньше её нормы создавались коллективным бессознательным и приобретали статус нерушимой нормы, то сейчас человек не готов принимать истинность норм на веру. Он хочет принимать лишь те нормы, в процессе создания которых принял личное участие. Это и постулаты новой демократичной личности, и критерии, при которых современная этика может сформироваться как этика творческих саморегулируемых сообществ. Это приведет к существованию параллельно нескольких этических констант. Но здесь можно говорить не о гипотетических перспективах, а об уже свершившемся факте. Например, сейчас мы видим параллельное существование классической этики и этики новой нормальности. Причем не в масштабах разных государств, которые могут быть на разном уровне цивилизационного развития, а в масштабах одного общества. Самый наглядный пример — это американское и европейские общества.
И тут важно, какой будет система образования, которая во многом и должна транслировать этические догмы. Классическое образование всегда большой упор делало на воспитании моральной личности. Сейчас же мы наблюдаем переход на цифровые формы обучения, которые способны передать знания, но пока ещё не способны транслироватьморальные нормы, как и не способны адаптировать личность в социум. Более того, возникает проблема формирования новых внутренних этических правил, по которым будет проходить данное обучения. Например, норма включения как во время онлайн занятий, и выключения микрофона, когда говорит лектор.
Меняется и образ современного обучающегося. У многих сформировано кликовое мышление, когда для получения ответа требуется нажатие одной кнопки или подача голосового запроса. Современное подрастающее поколения чаще находится в онлайне и происходит своего рода симбиоз человека и технологии. Соответственно требуется не просто оцифровывание старых моделей обучения, а создание новых подходов. Но при условии, что они смогут интегрироваться в представление общества об этичности.
Сейчас эти функции на себя берут правила эксплуатации программных продуктов и их администраторы. Но любая нормативная система является жесткой и не способна адаптироваться к гибким моделям. Так, например, правила Фейскук или Инстаграм, приняв нормы новой нормальности, были вынуждены отказаться от классического этического подхода. То есть человеку дают выбор. Либо он принимает этические постулаты сообщества и коммуницирует в нём, или он будет из него исключен или в принципе не пойдет туда. Это и есть новая этика сообществ.
У такой этики есть свои плюсы, но есть и минусы. Она формирует однобокое представление у членов сообщества о том, каким должен быть человек, как должен выглядеть и что делать. Но те, кто не способны или не хотят соответствовать этим критериям, фактически становятся изгоями, или получают букет психологических проблем. Это особенно актуально, поскольку современное поколения становится более эмоциональным, поскольку общение в сети позволяет не сдерживать эмоции, и человек становится более чувственным, за счёт эмоционального раскрепощения. Но, в то же самое время, становится более уязвимым для эмоциональных атак со стороны, а также не всегда способен принимать удары в реальном мире. И вот это огромная проблема такой новой этики сообществ.
Эти проблемы нам ещё предстоит даже не решить в ближайшее время, а хотя бы до конца понять. Потому важно, что такие дискуссии проводятся на столь высоком уровне. И важно, что они привлекают внимание экспертного сообщества, поскольку это не просто теория, это то, что станет для нас реальностью в уже крайне скором времени.