Развитие современного общества, активное внедрение цифровых сервисов вынуждают компании пересматривать привычные стратегии ведения бизнеса. Многие слышали о клиентоцентричности в маркетинге. Термин «клиентоцентричность» подразумевает стратегию, которая обеспечивает производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребности клиентов. Данная успешная модель ведения бизнеса постепенно внедряется и в сферу образования. Перед образовательными организациями встает вопрос: каким образом осуществлять образовательную деятельность, для того чтобы образовательные услуги были максимально адаптированы под каждого студента. Возможно ли это, и так ли это необходимо?
Эксперты секции «Профессиональное образование XXI века: приоритеты и вызовы» Гайдаровского форума 2022 обозначили ряд проблем внедрения клиентоориентированного подхода в образовании.
Современная система высшего образования дает обучающимся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, но только в определенных рамках – за счет реализации факультативных и элективных курсов, выбора базы практики, темы выпускной квалификационной работы. Однако, этого оказывается недостаточно для удовлетворения запросов со стороны студентов и ряд ВУЗов Российской Федерации осуществляет реализацию образовательных программ по системе «2+2+2».
О возможности перехода на новую систему в январе 2020 года заявил Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Такая модель позволяет сделать осознанный выбор профессии и минимизирует долю отчислений с первых двух курсов. Суть данной системы заключается в следующем - два года отводятся на освоение общих предметов, следующие два года предназначены для более глубокого изучения профильных предметов, которые будут связаны непосредственно с будущей специальностью, и еще два года обучения относится к магистратуре.
«Конечно, такая система не панацея, но рынок труда требует формирования пула специалистов, компетенции которых, постоянно изменяются. Это требует от системы высшего образования расширения пространства выбора возможных образовательных траекторий, поэтому такая практика необходима», - комментирует ответственный секретарь приемной комиссии Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Елена Акопян.
Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в совмещении человекоцентричности и фундаментальности высшего образования, ведь ни для кого не секрет, что часть обучающихся не способна самостоятельно сделать правильный выбор.
«Во-первых, можно отметить низкий уровень мотивации обучающихся. Действительно, сегодня многие студенты относятся к процессу получения высшего образования как необходимости, а не как к возможности формирования необходимых компетенций в той или иной профессиональной сфере.
Во-вторых, многие из них не видят прямой связи между уровнем образования и будущим уровнем дохода от трудовой деятельности.
В-третьих, отсутствие навыка самостоятельного принятия решения на основе анализа ситуации на рынке труда, в том числе и в виду быстрых изменений предпочтений работодателей.
Таким образом, перед образовательными организациями стоит непростая задача формирования гибких образовательных программ, позволяющих сформировать кадровый потенциал для удовлетворения запросов, как самих студентов, так и рынка труда», - отметила ответственный секретарь приемной комиссии Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Елена Акопян.