На площадке Гайдаровского форума прошла дискуссия с участием руководителей медиакомпаний: генерального директора «МТС медиа»/KION Игоря Мишина, исполнительного директора по медиа Rambler&Co Андрея Цыпера, генерального директора Института развития интернета (ИРИ) Алексея Гореславского, вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «ВымпелКом» Александра Панкова и генерального продюсера Okko Джаника Файзиева.
Заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк считает, что вопрос цифрового суверенитета очень актуален: «Сейчас идет борьба за потребителя цифрового контента и наши ведущие компании становятся на этом рынке вполне весомыми игроками. В первую очередь по причине того, что существенно улучшается качество отечественного контента. Он становится конкурентоспособным по сравнению с мировыми аналогами. Это касается и киноиндустрии, где современные российские фильмы часто выигрывают конкуренцию у иностранных. Причем это можно наблюдать и в кинотеатрах, и в их онлайн аналогах. Та же ситуация складывается в сфере поставщиков онлайн контента для СМИ. Наши новостные онлайн-платформы становятся востребованы, поскольку освещают те события, которые происходят у нас и влияют на нашу страну.
Создаваемый продукт становится более профессиональным, он создается с учётом запроса потребителя. И речь идёт и о тематическом запросе, и о современных технологиях, которые используются при создании продукта. И здесь существенно помогает развитие наших крупных IT-компаний, которые используют свои ресурсы для создания экосистем, которые способны предоставлять разноплановый интеллектуальный продукт.
Создание онлайн-платформ по распространённую цифрового контента, становится очень востребованным. Особенно после эпохи пандемии, когда люди оказались изолированными в домах и пытались найти аналог привычным способам получения информации. Быстро подстраиваясь под запрос аудитории, такие цифровые экосистемы уже стали не просто площадками для размещения контента, но и заказчиками его у наших киностудий, а также производителями собственного контента.
При этом, наш продукт становится конкурентным и за рубежом. Можно вспомнить о недавном успехе фильма «Серебряные коньки» после размещения его на аналогичной американской платформе.
Это говорит о том, что мы научились создавать конкурентноспособные на рынке и интересные для потребителя продукты, при этом, зачастую стоящие значительно дешевле иностранных работ».
Фактически, по мнению эксперта, идет перераспределение внутреннего рынка и начало интеллектуального экспорта нашего цифрового контента. При этом он однозначно будет востребован не только в таких странах как Китай, учитывая, что их коммунистическая культура во многом строилась на советской культуре, но и странах западного мира, поскольку там отлично знают, ценят и любят то, что было интеллектуальным экспортом ранее. А именно произведения литературы, живописи, музыки, наши драматические и балетные постановки. И сейчас к тем вещам, что производятся в России стали смотреть как минимум с интересом, помня о лучших образчиках интеллектуальных продуктов.
«Содействует этому процессу и государство, проводя регулирование сферы. В частности, эксперты позитивно восприняли требование к иностранным компаниям, таким как Netflix, интегрировать в свой контент часть отечественного контента, если они хотят работать на территории нашей страны. При этом, часть продукции может оказаться востребованной и в других странах мира, становясь составной частью цифрового пакета вещания, как сейчас это происходит в России с ТВ-каналами из стран СНГ, которые транслируются у нас, по схожей схеме.
В любом случае крайне важно и то, что отечественный производитель интеллектуального контента становится востребованным у зрителя, а IT_компании вкладывают средства в наращивание доли отечественного рынка индустрии, занятого нашими производителями», - заключил заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.