Пандемия стала триггером, который сделал процесс трансформации и перехода в цифровой мир настолько стремительным, что превзошёл все ожидания и прогнозы экспертов.
«Исследователи видят в результате оцифровки слияние физического и виртуального мира труда, которое окажет устойчивое влияние на управление человеческими ресурсами. Растущая виртуализация работы и потребности в взаимодействии с интеллектуальными машинами, повышение мобильности сотрудников и новые профили требований к персоналу приводят к новшествам, прежде всего в отношении выбора и развития рабочей силы с технологическими навыками, необходимыми в будущем, а также в отношении редизайна рабочих и бизнес-моделей. Цифровизация сопровождается ориентированной на результат организацией кадровых процессов, которая автоматизирует рутинную административную работу. Объединение инструментов в сеть позволяет внедрять более обоснованную и новую информацию о персонале в процесс стратегического развития. Наша повседневная жизнь со временем становится всё более цифровой, что связано с увеличением производства данных. Мы оставляем след в Интернете с каждым щелчком мыши, будь то бронирование праздников, чтение газетной статьи, публикация в Facebook или заказ кулинарной книги. То же самое относится и к работе: каждый телефонный звонок, отправленное письмо, сохраненный документ и посещенный веб-сайт являются частью дорожки профессиональных данных. Термин «BigData», соответственно «Интеллектуальный анализ данных» является синонимом этих огромных наборов данных, связанных с оцифровкой, и их использования. С большими данными связано преобразование «сырьевой» информации в пригодные для использования знания. Технологии и методы, используемые при использовании больших данных, предназначены для выявления корреляций и закономерностей, когда люди видят только хаос данных. Таким образом, речь идёт о создании «прозрачности», но это не всегда приветствуется. Таким образом, существует большая потребность в объяснении в отношении возможного интеллектуального анализа данных», - рассказал доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Евгений Золкин.
«Стремительное вовлечение человечества в цифровой мир привело к осознанию необходимости формирования этических норм и правил. Действительно, этические нормы и правила в физическом мире формировались на протяжении тысячелетий, но сегодня появляются новые форматы взаимодействия, новые технологии и алгоритмы обработки и информации, которые порождают новые субъекты – машины, роботы, искусственный интеллект. При этом возникает вопрос: кто будет принимать решение – человек или искусственный интеллект? Простой пример: если автотранспортное средство, управляемое искусственным интеллектом, станет участником дорожно-транспортного нарушения, то кто будет нести ответственность за нарушение правил дорожного движения? Насколько этично использовать данные, размещенные в сети Интернет для применения убеждающих алгоритмов, позволяющих контролировать и прогнозировать поведение людей? В обществе есть две противоположных позиции: первая – необходимо регламентировать цифровой мир, вторая – он должен развиваться по своим законам без вмешательства извне. На мой взгляд, гиперподключенность современного поколения требует регламентирования процесса взаимодействия. Особенно это актуально для молодого поколения, которое добывает образовательную и профессиональную информацию из онлайн-источников, формирует свою профессиональную траекторию, ориентируясь на тренды цифрового мира. Это приводит к тому, что появляется возможность манипулирования персональными данными граждан, возможность формирования их предпочтений в процессе экономической, политической, социальной и культурной деятельности», - отметила доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Елена Акопян.