Санкт-Петербург, 23 марта 2022г.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, позволяющее предоставлять компаниям, которые возьмут на работу молодежь до 30 лет, господдержку в виде субсидий.
Обозначенные изменения, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ, «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362», являются одной из мер поддержки, направленных на содействие трудоустройству отдельных категорий граждан.
«Прошлогоднее постановление вводилось как мера поддержки неработающих граждан, состоящих на учете в центре занятости и не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности или фермерами, зарегистрированными должным образом. В период пандемии, когда рынок труда стал испытывать определенные сложности, работодатели стали больше обращаться к проверенным специалистам, имеющих опыт работы, поскольку их вариативность в вопросе трудоустройства иных категорий работников существенно уменьшилась. Многие работодатели пошли на сокращения как реально трудоустроенных работников, так и должностей в своих штатных расписаниях. В таких условиях возрос интерес к тем работникам, которые с ходу могут влиться в работу и дать максимальный результат при минимуме затрат на их подготовку и обучение», - рассказал заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Эксперт также отметил, что Постановление Правительства было направлено на выравнивание ситуации и повышения интереса работодателей к обозначенным категориям работников.
Современная редакция расширяет перечень категорий субъектов, при трудоустройстве которых работодатель может претендовать на субсидии.
«Речь идет о категории молодежи в возрасте до 30 лет, включая: лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более; лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования; лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; лиц, имеющих несовершеннолетних детей», - пояснил заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Субсидия в размере трёх минимальных окладов оплаты труда фактически направлена на покрытие потенциальных потерь работодателя, связанных с необходимостью фактического обучения специалиста, не имеющего опыта работы. Также, данная мера призвана создать востребованность молодых специалистов, что является достаточно важным шагом не только в настоящий момент времени, но и в принципе, поскольку определенные сложности в трудоустройстве молодёжи, не имеющей опыта практической работы, существовали и раньше.
Эксперт отмечает, что важно учитывать, что установление субсидии не является для молодёжи своего рода индульгенцией от ошибок. Субсидия имеет достаточно краткосрочный период выплаты. За это время работник либо сможет себя зарекомендовать как достойный сотрудник, либо работодатель примет решение не продолжать трудовые отношения с данным работником. Поэтому, данная ера скорее способ преодолеть некие стереотипы о том, что молодой специалист не сможет сразу давать нужный результат, а не на то, чтобы обеспечить занятость без учета наличия или отсутствия должных компетенций.
«И надо учитывать ещё тот факт, что субсидии компенсируют лишь часть затрат работодателя на оплату труда сотрудника. При этом оставшаяся часть заработной платы работника должна быть предоставлена за счёт средств самого работодателя.
Также важно отметить, что современная редакция Постановления Правительства расширяет перечень субъектов, которым данная субсидия может быть предоставлена. В частности, за счёт включения в число потенциальных получателей помимо коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций (далее – НКО).
Это изменение не всеми было отмечено, но практический эффект может дать весьма неплохой. Прежде всего это мера поддержки самих НКО. Но важным является и тот факт, что НКО могут оказаться более заинтересованными в трудоустройстве обозначенных категорий сотрудников, поскольку нередко для них не столь принципиальным является наличие классических компетенций. Для них более актуальны является активность и работоспособность специалиста. Но нередко НКО неконкурентоспособные в сравнении с коммерческими субъектами, поскольку не могут предоставить равноценную с ними оплату труда. Предоставление субсидий в состоянии несколько нивелировать этот разрыв. Тем самым у потенциальны работников появляется интерес к НКО как к работодателю, а у последних – возможность оплатить занятость молодого специалиста», - заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.