В Китае в этом году вступил в силу новый Закон об электронной коммерции, определяющий основные правила продажи товаров и оказания услуг через интернет. Закон распространяется на все виды электронной коммерции (B2B, B2C, C2C, в том числе – продажи через Wechat и стриминговые сервисы) и всех предпринимателей в сфере электронной коммерции (продавцы товаров на площадках для электронной коммерции и в социальных сетях, а также сайты и сети, создающие условия для продажи товаров и оказания услуг). Он призван предоставить юридическую защиту потребителям и владельцам брендов, а также бороться с репутацией юрисдикции как основного источника поддельных товаров в мире.
Время для нового закона выбрано удачно. Рынок электронной коммерции в Китае продолжает расти уверенными темпами. В 2017 году более 23,8% розничных продаж приходилось на электронную коммерцию. Аналитики ожидают, что в 2019 году итог подрастет до 33,6%. Официальный представитель министерства коммерции КНР Гао Фэн сообщил, что КНР шестой год подряд занимает первое место в мире по объемам рынка e-Commerce.
Источник: Китайский исследовательский центр электронной торговли,
Национальное Бюро статистики
В условиях растущего объема рынка власти юрисдикции решились на ужесточение регулирования данной отрасли. Так главным нововведением закона является подразделение категорий бизнеса, который подпадает под его действие. Новый закон распространяется на следующие три типа операторов электронной коммерции: (1) Операторы платформ, к которым относятся любые юридические лица или структуры без образования юридического лица, которые предлагают онлайн-среду для цифрового бизнеса и проведения взаиморасчетов сторон, обмена информацией и прочие услуги, которые способствуют заключению сделки электронной коммерции ее сторонами. (2) Операторы на платформах, которые реализовывают товары и услуги на платформе электронной коммерции. (3) Онлайн-продавцы, к которым относятся все остальные участники рынка электронной коммерции, которые могут вести деятельность через свой собственный веб-сайт или иные каналы распространения информации в сети Интернет, такие как социальные сети.
Ключевым моментом данной классификации является тот факт, что к площадкам электронной коммерции также были отнесены социальные сети и прочие «нетрадиционные» сервисы, включая онлайн-мессенджеры. Важность включения в новый закон социальных сетей и прочих «нетрадиционных» сервисов определяется бурным ростом объемов микробизнеса работающего через данные каналы. В связи с тем, что в Китае большинство представителей микробизнеса уходит от юридической ответственности просто меняя аккаунты и удаляя старые контакты в социальных сетях (включая мобильные) было принято решение урегулировать данный сегмент.
В соответствии с Законом КНР «Об электронной коммерции» все площадки для электронной коммерции теперь обязаны разработать правила охраны интеллектуальной собственности. Если обладатель прав сочтет свои права нарушенными, он вправе обратиться к площадке электронной коммерции с запросом на удаление данных или удаление с площадки предпринимателя, нарушающего права на интеллектуальную собственность. В противном случае ее может ожидать штраф почти до 300 тыс. долларов США.
Кроме того, онлайн-ритейлерам предписано пройти регистрацию в Государственном управлении промышленности и коммерции, которое выдаст соответствующую лицензию на ведение хозяйственной деятельности.
Операторы электронной коммерции теперь будут нести солидарную ответственность за продажу контрафактного товара. Ранее ответственность грозила лишь отдельно взятым продавцам на площадке. Новый Закон об электронной коммерции обязывает онлайн-площадку оперативно реагировать на сообщения о продаже поддельной продукции. В противном случае ей грозит штраф до 30 миллионов долларов США. Кроме того, по новым правилам все предприниматели в сфере электронной коммерции обязаны выдавать покупателям счета (инвойсы) на бумаге или в электронной форме. Электронные счета (инвойсы) обладают равной правовой силой с бумажными. Для выдачи счетов (инвойсов) предприниматель обязан зарегистрироваться и обратиться в налоговые органы для получения бланков счетов (инвойсов) или получить электронный ключ для выставления электронных счетов (инвойсов).
Таким образом, основная цель нового закона это упорядочивание деятельности всех предпринимателей в интернете, включая микробизнесы в социальных сетях, которым раньше государство не уделяло внимания. Закон выгоден в основном для потребителей: теперь при покупке товаров вне зависимости от места их продажи они вправе рассчитывать на одинаковые условия и защиту своих прав на получение полной и достоверной информации о товаре или услуге, возврат и обмен товаров, ремонт товаров в течение гарантийного срока и других прав, предусмотренных новым законом.