Заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, один из соавторов законопроекта Антон Горелкин подчеркнул, что законопроект позволит государству получить налоговые поступления, а участникам рынка – правовые гарантии. «Кроме того, прописывается возможность для сделок с цифровой валютой в рамках экспериментального правового режима, что может стать толчком к развитию российской криптовалютной инфраструктуры», - уверен парламентарий.
Законопроектом № 237585-8 предусматривается, что требования к деятельности физических и юридических лиц, занимающихся майнингом цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться правительством по согласованию с Банком России, а контролировать их соблюдение будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством. По словам одного из инициаторов законопроекта Антона Горелкина, в самое ближайшее время документ обсудят на дискуссионной площадке партии «Единая Россия», так как не только его концепция формировалась с учетом предложений участников площадки, но и необходимо учесть все пожелания для пакета поправок к рассмотрению во втором чтении.
«Настало время снова собрать мнения экспертов и представителей отрасли: я рассчитываю, что результаты работы площадки и на этот раз окажутся полезными, став частью поправок ко второму чтению законопроекта», - сказал господин Горелкин.
По мнению авторов законодательной инициативы, введение предлагаемого регулирования майнинга, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально вести эти работы, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату соответствующих налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Кроме того, это позволит нивелировать правовые риски.
Так, проект устанавливает, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры. При этом предполагается ввести правило о нераспространении на случаи такой реализации правил законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Это означает, что игроки криптовалютного рынка не смогут обмениваться пакетами между собой, – в качестве конвертации цифровых финансовых форматов в реальную экономику можно будет использовать только цифровой рубль. При этом сделки с цифровой валютой, одной из сторон которых выступают лица, занимающиеся майнингом, могут проводиться с использованием российской информационной инфраструктуры через уполномоченную организацию в рамках экспериментального правового режима.
Два запрета, предлагаемые в проекте, - на рекламирование этой отрасли, а также на обмен одного криптовалютного формата на другой, - уже вызвали серьезную дискуссию в российском бизнес-сообществе. Однако эксперты цифровых финансовых проектов уверены, что недопонимание связано как раз с непроработанной на сегодняшней день нормативно-правовой базой и присутствием на рынке множества нелегитимных игроков, которые дискредитируют само направление криптоиндустрии.
Антон Горелкин подчеркнул, что положения проекта, устанавливающие запрет рекламы криптовалют и операций с ними, был неверно истолкован как запрет криптовалют в принципе. «Хотя речь идет именно о публичной рекламе разных (как правило, мошеннических) схем по быстрому обогащению при помощи криптовалютных инвестиций. Да, мы хотим, чтобы площадки отказывали таким рекламодателям на законных основаниях, – и в некоторых странах это уже практикуется. А чтобы у мошенников не было возможности размещать скрытую рекламу своих схем, используется формулировка «реклама и (или) предложение в иной форме», - заявил депутат.
Член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор проекта «Цифровая Россия» партии «Единая Россия» Антон Немкин поддержал коллег и отметил, что этот вопрос требует немедленного регулирования. «Эта деятельность ведется в любом случае, и выбора для государства здесь нет: или майнинг оставят на самотек, и он продолжит жить в нормативном вакууме, действовать по серым схемам и подкармливать значительное количество мошенников, предлагающих людям быстро заработать на несуществующих криптоформатах и площадках, или государство возглавит этот процесс и обеспечит выход экономики страны на принципиально новый уровень. Даже появление официальной расшифровки термина «майнинг», объяснение на законодательном и нормативном уровне, по каким правилам работает этот рынок, – уже это сыграет крайне положительную роль. Кроме того, особенно важна для всей этой отрасли возможность создания российской государственной криптобиржи в рамках экспериментального правового режима. Для нее должен быть установлен специальный экспериментальный правовой режим, который закрепит проведение сделок купли-продажи в формате токенов. Скорее всего, это в итоге приведет к возможности обмена криптовалют на цифровой рубль», - подчеркнул парламентарий.
Особое внимание должно быть отведено регулированию работы российских майнинг-пулов, которые создаются централизованной организацией, обеспечивающей работу всех участников рынка, и получают доход около 1,5% от всех выпущенных криптовалютных активов. Благодаря объединению ресурсов криптовалютный пул получит гораздо больше шансов заработать вознаграждение за блок, конкурируя с более крупными майнинговыми компаниями. Майнинговые пулы также разработаны таким образом, чтобы быть гораздо более удобными для пользователей, чем создание независимого узла в сети Bitcoin, к примеру, так как процесс присоединения к пулу может быть завершен быстрее, если оборудование запущено и работает, убежден Антон Немкин. Сегодня на российском рынке в основном доступны такие форматы криптовалют, как BTC, BCH, LTC, DASH, ETH, ETC и DOGE.
Директор АНО «Цифровая долина Прикамья» Алексей Ландарь считает, что регулирование этого рынка уходит в правовую плоскость, важную, прежде всего, с точки зрения взимания налогов. По мнению эксперта, пока в России нет никакого регулирования, серые криптобиржи получают возможность хаотично появляться на рынке и также стремительно прекращать свою деятельность при помощи банкротства. При этом механизм вывода средств, их обмена и получения реальных денег и благ за криптовалюту не ясен: совершенно непонятно, можно ли их обменять, на какие валюты, что законно, а что нет. «Сегодня основная масса криптобирж находится в Юго-Восточной Азии – в Китае, Сингапуреи Вьетнаме. Они работают по принципу обмена этих виртуальных денег на доллары США, а уже после этого происходит обмен доллара на различные национальные валюты», - сказал господин Ландарь.
По мнению специалистов проекта «Цифровая Россия» и АНО «Цифровая долина Прикамья», сегодня большая часть людей и компаний, называющих себя «криптоинвесторами», занимаются лишь пропагандой самой идеи и продажей своих консультационных и тренерских услуг, а их деятельность напоминает бесчисленное количество нелегитимных финансовых пирамид. Предложенный депутатами Госдумы РФ законопроект позволить приступить к легальной деятельности на этом рынке, к примеру, крупным национальным типа «Росгидро». Они смогут ставить на излишних мощностях гидроэлектростанций огромные майнинговые фермы, работающие на основе видеокарт, так как уровень вычисления на них лучше соответствует задаче, чем обычные процессоры.
Как известно, майнинговые фермы требуют огромных объемов электроэнергии не только для проведения вычислительных операций и поддержания операционных процессов, но и для охлаждения, для которого необходимы рефрижераторы, кондиционированные системы, специальные устройства для жидкого антифриза или ледяной воды. Это требует значительных инвестиций как на закупку и установку этих машин, так и на обеспечение их бесконечным потоком электроэнергии. Территория России идеально подходит для развития этой финансовой индустрии, так как обладает значительным количеством развитых промышленных регионов, замечает Антон Немкин. Кроме того, на многих территориях большую часть года сохраняется естественный холодный температурный режим, что позволяет уменьшить стоимость поддержания оборудования в рабочем режиме более чем на 30%. К подходящим для работы майнинговых ферм регионам можно отнести российскую часть Арктики, Новый Уренгой и Пермский край.
«В Новом Уренгое, к примеру, добывается огромное количество сжигаемого попутного газа, и его можно было бы направлять в генераторные мощности, которые обеспечивали бы майнинговые фермы электроэнергией. А внешняя среда обеспечивала бы их естественное охлаждение до восьми месяцев в год. Пермский край расположен в природной полосе значительных минусовых температур, кроме того, в Перми расположена Камская ГЭС (филиал ПАО «РусГидро»), выработавшая за 9 месяцев 2022 года 1 млрд 611 млн кВт*ч, что позволяет Пермскому краю быть официальным поставщиком электроэнергии в другие регионы», - пояснил Алексей Ландарь. По мнению специалистов, размещение ферм в Пермском крае снизило бы себестоимость более чем в четыре раза. А ведь стоимость единицы майнинга рассчитывается по формуле: стоимость оборудования, умноженная на стоимость электроэнергии и эксплуатации. В итоге, урегулирование работы этой отрасли на законодательном уровне даст возможность подключиться к достаточно дешевой энергии и разместить криптофермы на территории с холодным климатом. Все вместе это приведет к тому, что Россия получит точки формирования дополнительных капиталов со значительным объемом добавочной стоимости, убеждены отраслевые эксперты.
Антон Немкин также отметил, что вопрос обмена криптовалюты на цифровой рубль поставлен в законопроекте совершенно корректно, так как после прихода международных майнинговых единиц на государственную криптовалютную биржу России, российский цифровой рубль станет международно-конвертируемым.
«Это правильное решение как минимум на начальном этапе формирования легальной и регулируемой криптовалютной деятельности на территории России. Оно позволит создать изначально крепкий цифровой рубль и сделать его конвертируемым. После формирования на ферме майнинговые единицы будут поступать на государственную биржу, обмениваться на цифровой рубль, после чего капиталы будут уходить в реальную экономику. В таком формате цифровой рубль и криптовалютная единица станут гарантами друг для друга и будут взаимно поддерживать свою актуальную стоимость. И тогда вопрос с объемами российского экспорта будет решен раз и навсегда, а цифровой суверенитет страны выйдет на беспрецедентный уровень», - убежден Антон Немкин.