В Общественной палате состоялся круглый стол «Дистанционное обучение: организационные, технические и психологические аспекты», во время которого эксперты провели анализ проблем и выявили эффективные решения по ключевым вопросам организации дистанционного обучения.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян представил итоги общественного опроса «Дистанционные технологии обучения в системе высшего образования в оценке студентов и преподавателей», в котором приняло участие более 27 тысяч обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций из 85 субъектов РФ.
Член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС Азамат Тлисов рассказал об итогах исследования. Какие уроки удалось извлечь и какие шаги необходимо предпринять для обеспечения качества образования с учетом всех возможных сценариев по выходу из катаклизмов, подобных COVID-19.
- Пандемия и принятые меры в рамках борьбы с распространением вируса внесли существенные коррективы в привычные форматы всех без исключения отраслей и сфер жизни. Система образования как в России, так и во всем мире вынуждена была экстренно менять формы взаимодействия «ученик – преподаватель», переводя на дистанционный формат весь процесс обучения в середине учебного года, на ходу корректируя нормативную базу, учебные планы, заключая дополнительные соглашения для ведения обучения удаленно, с применением соответствующего программного обеспечения. В целом, надо сказать, что российская система образования этот экзамен выдержала, так называемый стресс-тест пройден.
Выпуск в ВУЗах и СПО состоялся, экзамены и сессии сданы, полным ходом идет сдача ЕГЭ с учетом всех рекомендаций и требований Роспотребнадзора. Во многом эта устойчивость была обеспечена значительным потенциалом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пришло время обсудить выявленные проблемы и слабые места, которые пришлось «в пожарном режиме решать» всем образовательным организациям всех уровней и ведомственной принадлежности.
Как показало исследование, порядка 1/3 как обучающихся, так и преподавателей были не готовы к приему экзаменов и зачетов в дистанционном формате, среди основных проблем называются: низкое качество интернет соединения, недостаточные интерактивные возможности образовательных онлайн платформ, отсутствие специализированных учебно-методических материалов, а также необходимой компьютерной техники и ряд пр. Все это в комплексе приводит к тому, что более 40 % опрошенных недовольны процессом дистанционного образования в своей образовательной организации, 23% - затруднились ответь, так как не могут сравнивать с другими, и лишь 36% сказали, что в их образовательной организации обеспечено должное качество при реализации дистанционного формата обучения. Сопоставимое число опрошенных, а именно 28% считают, что дистанционный формат в сочетании с традиционным дает больше возможностей, при этом подавляющее большинство с разной аргументацией заявили, что традиционным способом учиться удобнее, интереснее, в том числе, по причине присутствия личного общения, а 23% высказали мнение, что дистанционное обучение хуже. Говоря о готовности продолжения обучения дистанционно, почти треть всех опрошенных готова к такому формату, что весьма значительно с точки зрения востребованности данной формы.
Проблем действительно много, и большинство из них решалось, как принято говорить «с колес». Вместе с тем есть и ряд неоспоримых преимуществ, которые имеет смысл развивать. Это и возможность расширения доступа к качественному образовательному и методическому материалу через модель академических обменов образовательными программами (курсами), это и расширение возможностей для дополнительного профессионального обучения без отрыва от производства, это и возможность привлечения высокопрофессиональных специалистов-практиков, возможность использования широкого инструментария коммуникации и ряд других.
Вместе с тем эксперты заявляют о необходимости решения целого ряда проблем, выявленных массовым переходом на дистант, среди них как объективные, так и субъективные факторы. Это и низкий уровень самоорганизации, и отсутствие опыта по ее развитию, дефицит компетенций по работе с ПК, программными платформами для коммуникаций, форм и форматов контроля, сложность определения объемов заданий для обеспечения контроля качества усвоения материала, отсутствие опыта и достаточной методической подготовленности преподавателей в ведении дистанционных онлайн занятий, сложность использования виртуальных моделей оборудования и проведения экспериментальных исследований и т.д. Это лишь небольшая часть сложностей, которые необходимо решить.
В целом, позиция экспертов единодушна в отношении перспективности применения дистанционных форматов, как дополнительных, а не заменяющих традиционные формы обучения.